Трек всей поездки тут (формат Google Earth). Можно все посмотреть в подробностях, вплоть до улиц городов, где мы ходили. В большинстве фотографий ниже в EXIF полях есть GPS координаты места, где она была сделана. Ибо я, как всегда, ездил с GPS, который постоянно писал маршрут себе в память.

 

Карта (без участка по России). В каюте парома GPS тоже не берет.

 

 

 

12 Сентября

 

Подъехали к границе с Финляндией. Очередь была приличная, часа на полтора. Тормозили процесс наши пограничники. Все смотрели, проверяли. Финнов прошли за 5 минут вчетвером. Меня вообще ничего не спросили – куда, зачем. Из будки тоже не выходили – машина их не интересовала. Вези, что хочешь.

 

Поехали в сторону Хельсинки. Тем временем вечерело. Совершенно случайно нашли место для палаток у заброшенного дома на озере. Место отличное.

 

 

13 Сентября

 

Гуляли по Хельсинки. Город скучный и не интересный. Не советую. Далее дорога до г. Турку, откуда был заранее заказан паром на Стокгольм. В Турку не на много интереснее, чем в Хельсинки..

Паром. Много русских (на паром заехало несколько туристических автобусов). Понадобилась горячая питьевая вода. Спросили стюарда, где взять. Пришел к нам в номер и демонстративно выпил из-под крана J. Не совсем кипяток, но все же. Надо отметить, что в Скандинавских странах почти вся вода из кранов по умолчанию питьевая. В дальнейшем запасались оной на заправках бесплатно. Так же на пароме есть рестораны, магазины сувениров и Duty Free, работающий только тогда, когда паром находится в нейтральных вводах. Есть даже дискотека. Плыли в купе на 4-х человек, как в поезде, только приличнее и с душем.

 

 

14 Сентября

 

Приплыли в Стокгольм, но смотреть его не стали. Отложили на обратный путь, но на обратном пути, к сожалению, не успели. Поехали в сторону Норвегии, по дороге заехав в два маленьких шведских городка (по паре часов на каждый). Первый был Orebro. Очень понравился. Второй – Karlstad. Так себе. Вечером проехали “границу” между Швецией и Норвегией. Граница чисто формальная, только на карте. И магазин с норвежскими и шведскими сувенирами. Нет даже табличек с названиями стран, рядом с которыми мы очень хотели сфотографироваться.

Нашли место для ночевки в палатках рядом с какой-то заброшенной машиной, послужившей столом.

 

 

 

15 Сентября

 

Поехали в сторону Кристиансанда. По дороге плывем на первом из паромов через фьорд. Далее их было много. Эти паромы ходят достаточно часто и являются как бы частью дороги. На паромах имеются палубы, где можно посидеть на свежем воздухе и внутреннее помещение с креслами, буфетом и кофе.

Сам Кристиандсанд не впечатлил. Погуляли по городу, посидели в кабаке. Цены, конечно, жуткие.

В этот день был дождик. Остановились в кемпинге. Больше до конца поездки в палатках не жили, только в домиках в кемпингах.

 

 

16 Сентября

 

Поднялись на одну из самых известных туристических достопримечательностей – Прекистолен. В этот день было очень облачно, облака были низко, посему все было в тумане, ничего не видно.

Поднимались часа 2, спускались примерно 1.5.

Долго искали вечером кемпинг. Нашли уже почти ночью. По дороге.

 

 

 

 

17 Сентября

 

Приехали в город Ставангер. Погуляли по оному. Город симпатичный.

Далее путь в сторону города Одда, рядом с которым находится место, куда я очень хотел попасть, но не сложилось из-за погоды. Делать там в облачность нечего, ибо все равно ничего не видно. А подниматься по сырым камням опасно. Место называется язык троллей. По дороге было несколько водопадов. Вечером доехали до начала трека на язык троллей, чтоб понять, что оно из себя представляет.

Ночью при подъезде к домику в кемпинге распороли заднее колесо об железобетонную плиту, служившую мостиком через ручей. Пока девчонки готовили ужин, поставили докатку.

 

 

Начало пути на язык. Сама тропа в лесу правее, насколько я понял. Фуникулер не работает. Точнее, работает, но найти хозяев практически не реально.

 

 

18 Сентября

 

С утра пообщались с работником кемпинга по поводу колеса. Поняли, что до понедельника все равно все магазины закрыты. Поехали опять к водопаду LangFoss, чтоб посмотреть его с другой, интересной и малопосещаемой точки. Что туда можно было пройти, узнали из очень полезного отчета на форуме Винского.

Пробираться на точку надо было через лес. Путь никак не обозначен, посему искали, где можно спуститься, сами. Везде практически отвесные участки, но найти места, пригодные для спуска, можно. Опять же, елки очень помогают – за них можно держаться. Но пробираться через еловый лес, растущий на спуске градусов в 40-50, занятие еще то J. После леса полезли еще на одну точку, где к водопаду можно подойти вплотную.

 

 

 

19 Сентября

 

Опять решили пройтись по мало туристическому маршруту из отчета на форуме Винского. На этот раз это была долина Husedalen и 4 водопада. По дороге слегка сбились с тропы и прошли по очень опасному участку. Мокрая наклонная скала, а в метре обрыв. По пути назад нашли правильную дорогу. Наверху виды просто потрясающие. Объелись ягодами J

Поселились в кемпинге рядом с каким-то фьордом.

 

 

 

20 Сентября

 

Приехали в Берген. Было солнечно. Девчонки отправились гулять по городу, а мы заниматься поиском новых шин. Продавать использованные шины в Норвегии не принято, а новая (18-я) стоила около 10 тыс. руб. Совершенно случайно наткнулись на автосервис, где работали русскоговорящие люди. Опять же по счастливой случайности один из этих людей согласился нам помочь. А именно провез по свалкам старых шин у автосервисов. Выбор огромный. Посему почти такие же колеса мы нашли практически без труда, но все вместе заняло целый день. По Бергену погуляли лишь немного. Было уже темно.

Переночевали в кемпинге около города Восс.

 

 

21 Сентября

 

Посмотрели маленький городок Восс. И опять пошли на малоизвестный маршрут из уже упомянутого отчета. Посмотреть на один из самых узких фьордов Норвегии – Нерёйфьорд с горы. На этот раз это был подъем на высоту более 700 метров. Длина пути 1.7 км. Место называется Rimstigen. Подниматься часа 2. Практически все время резко вверх. Вид на фьорд открывается постепенно с набором высоты.

По дороге есть водопад. По ходу подъема объелись малиной.

В конце дороги – табличка Rimstigen и ящик с книжкой для записи дошедших. Записался J. Тропа уходила куда-то дальше, прошелся метров 200, далее не пошел – оная трапа уже была практически никак не отмечена – можно было потеряться, а уже темнело. Тем более, что тропа уходила вглубь, и фьорд уже не был виден.

Поехали дальше. Проехали через самый длинный в мире тоннель в скале. 24.5 км. В середине есть участки с цветной подсветкой, где можно остановиться и по фотографироваться.

 

 

 

22 Сентября

 

Марш-бросок до туристического места – дороги троллей. Прокатились по оной. Особо не впечатлило.

 

 

 

23 Сентября

 

Далее отправились обратно, проездом через так называемую снежную дорогу. Это дублер самого длинного тоннеля. Только через гору. Забирается на 1300 метров.

Пора постепенно возвращаться. Двинулись по направлению к Осло. Из-за дождя и плотного встречного потока в темноте решили остановиться ночевать раньше плана, ибо ехать быстро в таких условиях было не возможно.

 

 

24 Сентября

 

Отстали от графика на обратную дорогу. Посему гнали с превышением в потоках местных машин. Мало того, что ни на Стокгольм, ни на Осло времени не хватило, так еще Стокгольм нас встретил приличной пробкой. Время окончания регистрации на паром до Таллинна мы пропустили. Приехали минут за 40 до отплытия. Но нас зарегистрировали без проблем, хотя официально регистрация с машинами заканчивается за час. Повезло, что не так все строго, как с самолетами. Опять большой паром. До Таллинна. Плыть раза в полтора дольше, чем из Турку в Стокгольм. Пятница, народ веселится и гуляет по всему парому J. Послушали местный караоке, попили пиво - коктейли в баре.

 

 

 

25 Сентября

 

Почти 4 часа гуляли по Таллинну. Необычно красивый город. Очень понравился.

Далее через всю Эстонию до границы. Причем не до самого известного, где очередь может быть на пару дней, а до другого, около российского  города Печоры. Что интересно, там ввели систему предварительной регистрации – на подъезде к пункту надо поставить машину перед камерой и позвонить по определенному номеру. Там голосовое меню с вопросами. В конце говорят – ждите, мы перезвоним. Чуть более чем через час перезвонила девушка и сказала, что можно подъезжать к пограничникам.

Ну а далее 25 часов дороги домой..

 

 

Норвегия – страна, куда хочется вернуться. Плюс ко всему – 10 дней слишком мало для нее. Много интересных пеших маршрутов.  Поеду еще. Только надо будет обязательно учесть опыт и ошибки этой поездки.